После прохождения медкомиссии и сдачи других необходимых документов, на человека печатается приказ о приеме на работу, то есть, составляется трудовой договор.
- На постоянной основе — зачисление в штат без испытательного срока.
- Контракт — сроком от трех до шести месяцев. Не стоит бояться контракта, ведь он автоматически переходит в трудовой договор первого типа (лучше уточнить детали в отделе кадров). Зачастую контракты заключают с новыми работниками в сезон повышенной трудовой деятельности на железной дороге: с марта по сентябрь. Человек проверяется на работоспособность, нет ли нарушений трудовой дисциплины, совестно ли выполняет обязанности, наличие вредных привычек, например, употребление алкоголя на рабочем месте.
Подписав некоторые документы в отделе кадров, сотрудник идет на предварительное обучение в кабинет охраны труда. Инженер охраны труда записывает данные человека в журнал, рассказывает о работе на предприятии (вводный инструктаж), выдает обучающую литературу:
-
- документ о внутреннем трудовом распорядке — время работы и отдыха, схема проезда и перемещения по территории, размещение складов, гаражей, и других конструкций;
- должностная инструкция монтера пути — правила работы на базе ПМС или на перегоне, меры безопасности с электроинструментом (сверлильные и рельсорезные станки, шпалоподбойки и т.д.), классификация ручного инструмента: лом, путейский молоток и т.д, а также техника безопасности, например, как правильно кантовать рельсы.;
Детально о сигнализации, рассмотрим в другой статье, но монтер пути должен знать, как правильно подавать знаки подвижному составу, когда на путях поломка или другая чрезвычайная ситуация. Дополнительные навыки помогут ориентироваться и уберечь себя от травматизма и несчастных случаев, если работа (укладка пути, отделка, смена шпал, рельс) происходит на территории станции, где постоянное движение пассажирских, грузовых и маневровых поездов.
В кабинете охраны труда одновременно обучаются несколько человек. На стенах установлены плакаты с правилами поведения на ЖД, а на выставочных стендах разложены макеты: железнодорожного пути, стрелочных переводов, двигателей электроинструмента, сигналы, типы рельс, виды креплений рельс к шпалам.
Кроме теории, новый сотрудник без опыта работы сможет наглядно увидеть, какой вид имеет собранный ЖД путь. После обучение, сдают первый экзамен на проверку полученных знаний.
Иногда, если бюджет организации позволяет, в здании находится кабинет отдельно от охраны труда, специально для обучения.
Рассмотрим два варианта проверки знаний:
- билет — обычно имеет три-четыре вопроса, где последний обязательно о первой помощи другому человеку, у которого травма, перелом, удар током и т.д.;
- тестирование — потребуется выполнить задание, используя компьютер. Бояться не нужно, ведь под каждым вопросом несколько вариантов ответа, да и зачастую помогают с ответами, так как все понимают, что досконально выучить такой объем информации за короткое время очень тяжело.
Обязательно требуется иметь при себе тетрадь и ручку, чтобы записывать важную информацию. Важно запомнить обязанности монтеров пути I-го, II-го, III-го и IV-го разряда. Это позволит не выполнять «чужую» работу, ведь «старожилы» в бригадах часто пользуются неопытностью новых монтеров пути.
Где работают монтеры пути?
На железной дороге существуют три структуры, где в основном работают монтеры пути. Рассмотрим основные:
ПЧ (путевая часть) — люди занимаются поддержанием нормального состояния пути на перегоне и на станции: меняют шпалы, рельсы, крепления, брус на стрелочных переводах, проверяют стыки на сколы и т.д.
ПМС (путевая машинная станция):
-
- цех сборки — собирают ЖД звено и стрелочные переводы (СП) с нуля;
- цех реставрации — ремонт старого звена и СП: замена рельс, уборка сломанных бетонных шпал, сортировка деревянных шпал, сбор металла в контейнер, очистка звена от старого щебня, расшивка деревянного звена и т.д.;
- РК (разборочный кран) — разбор железнодорожного пути и идет перед УК;
- УК СП (укладочный кран стрелочных переводов);
- «колона» — бригада, выполняющая работу на перегоне: раскручивает стыки, выставляет в сторону накладки до начала «окна» укладки и подгоняет путь до требуемого шаблона после работы тяжелой техники: сболчивают стыки новыми накладками, работают шпалоподбойками, если требуется и т.д. Участвуют в отделке щебня, в смене плетей, в сохранении плети, в замене скреплений, шпал.
Частные фирмы — организации, которые не относятся к государственной железной дороге, но на своей территории имеют путь, так как подаются вагоны для погрузки и выгрузки. В таких фирмах работают опытные монтеры на постоянной основе.
Практика
После прихода в бригаду, мастер рассказывает новичку правила поведения в околотке и показывает систему работы: первичный инструктаж, задает вопросы и проверяет знания, полученные на предварительном обучении в кабинете охраны труда.
Заставлять тяжело работать никто не будет и не имеет права. Идет практика и накопление опыта, потому что в документе указано «ученик монтера пути». Время практики может быть от недели до месяца. Иными словами, ученик монтера пути будет работать в формате «принеси – подай, стой там и не мешай»: уборка в складском помещении, комплектация скреплений, прополка травы, покраска, перенос ручного и электроинструмента, складирование накладок в стопки, уборка территории от мусора и т.д.
Переработка для ученика монтера также недопустима и если производственная необходимость, то остаются только монтеры с разрядом.
Ученик монтера пути закрепляется за работником с опытом. Он показывает новичку, как правильно пользоваться инструментом, как закручивать закладные болты, виды рельс и т.д.
Квалификационный разряд
После практики, новый сотрудник повторно идет сдавать экзамены на повышение разряда. Без образования и опыта работы на ЖД, такому человеку присваивается II разряд. Сменить его на третий можно по решению мастера околотка, если работник отлично справляется с выполнением обязанностей, нет замечаний, нет нарушений трудовой дисциплины. Согласно правилам, писать заявление на повышение разряда можно через год, но в бригаде все выполняют работу в одинаковом объеме. Чтобы не было разницы в зарплате, сотруднику идут на уступки, но повышая разряд, увеличивается ответственность.
Бывают случаи, что в конторе не хотят давать III или IV разряд, например, за полгода или раньше, поэтому в первой части данной статьи, была рекомендация тщательно изучить обязанности монтеров пути II, III, IV разряда.
Нужно понимать, что за «лишнюю» работу не заплатят, а высокая заработная плата у тех специалистов, у кого IV разряд, опыт работы, выслуга, премия. Важную роль играет выслуга, но об оплате труда монтерам пути в следующей статье.
Если повысили разряд, то руководство будет требовать от специалиста, чтобы он выполнял обязанности согласно полученному разряду, иначе разряд снимут, и будет повторная проверка знаний.